Проект портала
Как 35 лет тому назад открывали минское метро: РЕДКИЕ ФОТО1

Минскому метро исполняется 35 лет. О малоизвестных фактах, связанных с открытием подземки, агентству «Минск-Новости» рассказал непосредственный участник тех событий Григорий Тишкевич.

В конце июня 1984 г., в преддверии 40-й годовщины освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков, началось регулярное движение электропоездов по 1-й линии метро. Участок состоял из восьми станций — от «Института культуры» до «Московской». Во многих источниках днем открытия нашего метро называют 30 июня 1984-го, на самом деле это произошло днем раньше.

В пятницу, 29 июня, на «Площади Ленина» состоялись митинг и торжественная церемония открытия с участием первых лиц государства. После торжественной части в метро стали впускать всех желающих. Проезд в тот день был бесплатным, а подземка работала до ночи. С утра 30 июня началось регулярное движение поездов за плату. Жетонов и проездных на метро тогда не было (они появились лишь в 1992-м). Чтобы получить пятаки, пассажиры могли разменять 10-, 15-, 20-копеечные монеты в специальных автоматах, стоящих в вестибюлях станций. Старшие кассиры в течение дня заправляли эти аппараты пятикопеечными монетами.

Григорий Тишкевич курировал строительство минского метро с 1970-х, когда работал главным инженером главного архитектурно-планировочного управления горисполкома. Продолжил заниматься большой стройкой и в 1979-м, когда стал заместителем председателя Мингорисполкома.

До сих пор хранит документы и фотографии, помнит многие подробности.

— Минское метро запустили раньше, чем планировалось вначале, — рассказывает Григорий Васильевич. — Наша подземка была 9-й по счету в СССР. Почти во всех городах даты открытия назначались ближе к концу года, на 7 ноября. Только в Харькове метрополитен ввели в эксплуатацию в августе, ко Дню освобождения города. Петр Миронович Машеров как-то высказал мнение, что хорошо бы и в Минске обеспечить пуск к 40-летию освобождения. Но решалось все в Москве: Госплан выделял средства, многое зависело от Главтоннельметростроя, Главметрополитена, министерств транспортного строительства и путей сообщения. Тогда вообще трудно было рассчитывать на завершение крупных объектов в середине года. Мы пригласили некоторых руководителей этих ведомств в гости, пообщались с ними, рассказали, сколь важна такая дата для жителей республики. И уже в 1980-м на беседе у Машерова было решено: пуск должен состояться к 3 июля 1984 года.

Столичные предприятия должны были оказывать строящемуся метрополитену шефскую помощь. За каждой из восьми станций закрепили район, девятый район — Заводской — курировал строительство депо. 

Практиковались объезды и обходы объектов строительства с секретарями райкомов, председателями райисполкомов, руководством города.

В июне 1983-го начальником Минского метрополитена был назначен Павел Митасов, возглавлявший до этого Минское отделение Белорусской железной дороги. 

Кстати, Г. Тишкевич опровергает слухи, что после гибели П. М. Машерова (это произошло в октябре 1980-го) сооружение минской подземки собирались остановить. По утверждению собеседника, никаких оснований у этих домыслов не было.

Но некоторые руководители высшего ранга все же сомневались, что строители и эксплуатационники успеют к сроку. Например, председатель Совета Министров В. И. Бровиков был уверен, что, как это было во многих других городах, после официального открытия обкатка будет проходить еще месяц-два. И очень удивился, когда я сказал ему, что 29 июня состоится торжественное открытие, а 30-го начнется регулярное движение.

Накануне открытия. Г. Тишкевич (слева) и другие официальные лица на ст. м. «Площадь Якуба Коласа»

Приглашенных на открытие гостей было несколько сотен. В пригласительных билетах указали номера вагонов, в которых они должны были ехать.

Пригласительный билет

В первом вагоне — руководители ЦК КПБ, Совмина, города, метрополитена, почетные гости из Москвы.

В числе почетных гостей — 1-й секретарь ЦК КПБ Н. Слюньков и летчик-космонавт СССР П. Климук

Во втором и третьем вагонах ехали руководители районов, организаций, участвовавших в создании метро, представители метрополитена, особо отличившиеся строители.

Но перед рейсом состоялся митинг на станции «Площадь Ленина» — с огромным президиумом, речами, перерезанием ленточки.

Потом первый поезд тронулся в сторону ст. м. «Московская». Почетные пассажиры выходили на станциях, осматривали их и снова отправлялись в путь.

Проехав туда и обратно, они покинули подземку, а двери метро открыли для обычных пассажиров.

Кроме фотографий и других документов у Г. Тишкевича сохранилась схема Минского метрополитена, разработанная еще в 1980 г.

На старой схеме можно заметить еще и ст. м. «Комсомольская», которую предлагали построить между «Октябрьской» и «Площадью Ленина». Но из-за маленького расстояния между станциями решили ее не возводить.

Фото Сергея Пожоги, из архива Минского метрополитена и личного архива Григория Тишкевича

По инф. Магды Крепак, Минск-Новости

Каментары
хамса / Ответить 29.06.2019 / 17:14

а я памятаю - у першыя дні-тыдні гэта атракцыён такі быў.. не па справе, а проста каб паглядзець станцыі, пакатацца на эскалатары (бо да таго, каб пакатацца на эскалатары, трэба было ехаць у Беларусь (універмаг)) - пракаціцца ў метро.. спецыяльна дзеля гэтага ў падземку і ехалі) і першым пытаннем пры сустрэчы са знаёмымі было: а вы ўжо каталіся на метро?) а чым цяпер здзівіш людзей? хаця метро працягвае па-добраму радаваць і зараз (у змрочныя для беларушчыны часы) - мова хаваецца пад зямлёй.. метро - адно з немногіх месцаў, дзе можна сустрэць яе ў Беларусі дзякуй, метро

5
каментаваць

Націсканьне кнопкі «Дадаць каментар» азначае згоду з рэкамендацыямі па абмеркаванні

СПЕЦПРОЕКТ0 материалов